Троллейбус СВАРЗ-ТБЭС


Троллейбус СВАРЗ-ТБЭС

Троллейбус ТБЭС в музее

СВАРЗ-ТБЭС(-ВСХВ) и СВАРЗ-МТБЭС — советские двухосные двухдверные троллейбусы московского Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода, разработанные соответственно как экскурсионный для выставочной линии «В» ВСХВ-ВДНХ (хотя позже также эксплуатировался на линиях) и маршрутный.

 

История и эксплуатация

Выпускались в 1955—1957 и 1958—1967 годах соответственно в количестве 18 и 524 шт. Несколько десятков троллейбусов было собрано до 1959 года также на Киевском заводе электротранспорта (КЗЭТ). Троллейбусы были унифицированы с более поздними сочленёнными моделями ТС-1 и ТС-2. Электрооборудование троллейбусов было применено также на модели Киев-2 КЗЭТа. Укороченный модернизированный вариант троллейбуса МТБЭС ограниченно выпускался с 1962 года также на КЗЭТ как модель Киев-3. В 1959 году на базе ТБЭС на СВАРЗе был выпущен также опытный аккумуляторный электробус для маршрута центральный аэровокзал — аэропорт Внуково.

Эксплуатировались до 1971 и 1975 годов соответственно в Москве (в основном в 2-м, 3-м (Филевском), 6-м троллейбусных парках), а также, поставленные в ограниченных количествах или переданные как б/у, в Киеве, Харькове, Минске (11 единиц, до 1973 года), Риге, Баку, Ярославле, Чернигове, Житомире, Ташкенте, Херсоне, Ворошиловграде, Севастополе, Крыму. В 1964 году в Москве одновременно насчитывалось наибольшее количество данных троллейбусов — 426 единиц. После 1968 года капитальный ремонт троллейбусов производился также на Московском троллейбусном заводе (МТРЗ).

Восстановленные в одном экземпляре на СВАРЗе из бытовок к 60-летию Московского троллейбуса в 1993 году троллейбус МТБЭС и к 850-летию Москвы в 1997 году троллейбус ТБЭС находятся в музее пассажирского транспорта Москвы и участвуют в парадах городского транспорта.

 

Особенности и технические характеристики

По сравнению с основным к началу того времени троллейбусом МТБ-82, троллейбусы (особенно ТБЭС) отличались эффектным дизайном и более комфортабельными и светлыми салонами благодаря большому оконному остеклению и окнам из гнутых стёкол в скатах крыши, за что в народе получили прозвища «стекляшки». При этом на модели ТБЭС боковые окна ещё и поднимались под крышу как шторки. Однако, эти особенности одновременно обусловили основные недостатки данных троллейбусов — непрочная конструкция, протекание крыши и другое.

 

В фильмах

В фильме «Берегись автомобиля» невеста Юрия Деточкина, Люба, водит троллейбус СВАРЗ модели МТБЭС. Салон ТБЭС изнутри можно видеть в фильме «Девушка без адреса». Троллейбус эффектного внешнего вида часто фигурирует также в советско-французском фильме «Леон Гаррос ищет друга», фильме «Первый троллейбус» и некоторых других фильмах, а позже в документальных и рекламных роликах.


Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.



При копировании или цитировании материалов с сайта ссылка активная индексируемая желательна.