Троллейбусы ВМЗ


Троллейбусы ВМЗ

Моско́вский тролле́йбус — троллейбусная сеть Москвы и крупнейшая[3] троллейбусная сеть в мире. Открыта 15 ноября 1933 года и является шестой из самых старых из ныне действующих сетей мира. Протяжённость одиночного контактного провода — около 1300 км, длина линий — более 600 км, 8 парков, около 1684 пассажирских троллейбусов (в том числе 375 с низким уровнем пола и 113 сочленённых), троллейбусно-ремонтный завод. Эксплуатируется организацией «ГУП Мосгортранс». Стоимость одной поездки составляет 28 рублей. Вход в троллейбус производится через переднюю дверь (ближе к водителю), а выход через остальные.

Троллейбусное сообщение в Москве открылось 15 ноября 1933 года и начало постепенно замещать трамвайное (см. московский трамвай). Первые линии проходили в северо-западной части города. Бурное развитие сети происходило в 1950-е годы и к 1960 году сформировалась современная конфигурация её центральной части. В 1960-70-е годы троллейбусные линии были проложены по основным радиальным магистралям города, где перевозят пассажиров на расстояние, обычно не превышающее один-два перегона метро. Наибольшая плотность троллейбусных линий, как и в 1930-е годы — в северо-западной части центра.

Несмотря на то, что троллейбусные линии в центре города заменяли трамвайные, постепенно их тоже начали закрывать. Так, были сняты линии на Пушечной (1 июня 1998), Кузнецком Мосту (август 1976), Арбате (10 июня 1982), Большой Никитской (15 августа 1989), Неглинной (февраль 1991) и Манежной (5 августа 1993). Из-за постоянных заторов часть маршрутов в центре города была переведена на режим работы с укороченными рейсами.

В конце 1980-х была разработана программа развития троллейбусной сети на окраинах города, однако ни один из её проектов так и не был реализован.

Подвижной состав Исторический ЛК-1 — первый советский троллейбус ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5 ЛК-3 — первый отечественный трёхосный троллейбус ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4, ЯТБ-4А ЯТБ-3 — единственный советский двухэтажный троллейбус МТБ-82, МТБ-82Д ТБЭС(-ВСХВ) МТБЭС ТС-1, ТС-2 — первые советские сочленённые троллейбусы ЗиУ-5 и модификации ЗиУ-9, ЗиУ-9Б (вскоре — ЗиУ-682Б), ЗиУ-682В, ЗиУ-682В00, ЗиУ-682В-012. ЛиАЗ-МТРЗ-6220 ЛАЗ-52522 СВАРЗ-Икарус ВМЗ-100 ЗиУ-683 Икарус-280T ЗиУ-52642 Современный Модификации ЗиУ-9: ЗиУ-682В-013, ЗиУ-682Г00, ЗиУ-682Г-012, ЗиУ-682Г-014, ЗиУ-682Г-016, ЗиУ-682Г-017, ЗиУ-682Г-016.02 ТролЗа-5264.01 «Столица» ТролЗа-5264.02 «Слобода» Модификации ЗиУ-10: ЗиУ-6205, ТролЗа-62052.01 ТролЗа-5275.00 ТролЗа-5275.05 «Оптима» ТролЗа-5265 «Мегаполис» ТролЗа-6206 «Мегаполис» АКСМ-101ПС АКСМ-20101 АКСМ-321 АКСМ-333 БТЗ-5276-01 БТЗ-5276-05 БТЗ-52761Н БТЗ-52761Р БТЗ-52763Т ВЗТМ-5284 ВЗТМ-52802 ВМЗ-170 ВМЗ-373 ВМЗ-5298 ВМЗ-5298.30АХ ВМЗ-5298.01 ВМЗ-5298.01-50 «Авангард» ВМЗ-62151 ЗиУ-682ГМ ЗиУ-682ГМ1 МТРЗ-6223 МТРЗ-5279 «Русь» МТРЗ-52791 «Садовое кольцо» МТРЗ-6232 Нижтролл СВАРЗ-6234 (аналог МТРЗ-6232)[4] СВАРЗ-6235.00 СВАРЗ-6235.01 ТМЗ-5235 ЛиАЗ-52802 ЮМЗ-Т2

Сеть московского троллейбуса — радиально-кольцевая. От Садового кольца расходятся около двадцати протяженных и слабо разветвляющихся линий, идущих по крупным магистралям практически до МКАД. На ряде магистралей троллейбус является основным видом наземного транспорта.

Центральная часть. Территория в пределах Садового кольца. Единственные маршруты, большая часть которых находится в пределах Центра — Б, Бк и 10 (ходят по самому кольцу). В районе Метро Красные Ворота (параллельно служебной линии по Каланчёвской улице) отходит участок 24 маршрута, уникальный тем, что пересекал основную сеть только на Разгуляе, но не имевший стрелок до 2003 года (в настоящее время проходит продлённой трассой по части Авиамоторной улицы при объезде квартала). При следовании в парк водитель переставляет штанги. Северная часть. Линии по Дмитровскому, Алтуфьевскому и Ярославскому шоссе (и их начальным отрезкам), связанные друг с другом через Ботаническую улицу и улицу Академика Королёва. С сетью Северо-Запада связана через Третье транспортное кольцо. Обслуживается 4 и 6 троллейбусными парками. Восточная часть. Линии по Щёлковскому шоссе, шоссе Энтузиастов, Волгоградскому и Рязанскому проспектам (единственная, которая проходит от Садового кольца до МКАД без каких-либо ответвлений). Южная часть. Линии по Каширскому и Варшавскому шоссе, проспекту Андропова и Липецкой улице, Севастопольскому, Новоясеневскому проспектам и Профсоюзной улице. Хордовые линии по улицам Каховка и Намёткина, а также по Нахимовскому и Ломоносовскому проспектам (последняя связывает эту сеть с сетью Юго-Запада). Маршруты обслуживаются 7-м троллейбусным парком. Юго-западная часть. Троллейбусные линии по магистралям, окружающим территорию МГУ: проспектам Ленинскому, Ломоносовскому, Вернадского, Университетскому и Мичуринскому, улицам Мосфильмовской и Косыгина. Наиболее связанный участок сети за пределами Центра. Обслуживается 5 и 8 парками, а также Филёвским автобусно-троллейбусным парком. Северо-западная часть. Линии по Ленинградскому и Волоколамскому шоссе, проспекту маршала Жукова. Имеет два крупных ответвления — в Кралатское и Коптево.

Существует также Химкинская сеть, проходящая недалеко от Коптевского ответвления, которая не пересекается и не имеет общих участков с московской.

Маршруты Действующие маршруты Маршрут Конечные остановки А | Б Режим работы в будни Парк Особенности маршрута По Садовому кольцу (внешняя сторона) Отметка, начало и окончание работы — от ост. «Курский вокзал» 6:00 — 0:10 4 По Садовому кольцу (внутренняя сторона) Отметка, начало и окончание работы — от ост. «Смоленский бульвар» 5:55 — 23:49 4 Метро «Нагатинская» ↔ Больница имени Боткина 5:04 — 23:07 5:52 — 23:55 7 Метро «Нагатинская» ↔ Кинотеатр «Ударник» 7:30 — 19:33 7:57 — 20:00 7 Работает в будни Фили ↔ Метро «Китай-город» 5:13 — 22:40 6:03 — 23:30 ФАТП Улица Милашенкова ↔ Трубная площадь 5:30 — 0:00 5:55 — 0:04 4 Отметка на ост. «Улица Фонвизина» (от ул. Милашенкова). Заезд к Триумфальной площади при следовании к Трубной площади, обратно заезд к Самотёчной площади Улица Милашенкова ↔ Самотёчная площадь 6:40 — 22:26 6:00 — 21:45 4 Отметка на ост. «Улица Фонвизина» (от ул. Милашенкова). Одностороннее кольцо через Триумфальную и Самотёчную площадь; официально работает в будни, реально — все дни недели Улица Лебедева ↔ Кинотеатр «Ударник» 5:29 — 22:13 5:57 — 22:42 8 От к/т «Ударник» фактически следует только до м. «Университет», на ул. Лебедева только посадка Кинотеатр Нева ↔ Песчаная площадь 5:15 — 0:50 5:44 — 0:09 1 От Песчаной площади троллейбус по маршруту № 6 заезжает к остановке «Аэровокзал». Калужская площадь ↔ Метро «Парк Победы»

4:58 — 21:02 6:00 — 22:03 ФАТП Москворецкий рынок ↔ Красная площадь 5:05 — 21:09 5:46 — 21:07 8 Гостиница «Останкино» ↔ Лубянская площадь

5:55 — 0:01 6:00 — 0:43 6 Даниловская площадь ↔ Самотёчная площадь 6:00 — 23:38 5:23 — 23:00 4 Загорье ↔ Метро «Красногвардейская» 5:24 — 0:00 6:12 — 0:03 7 Через метро «Каширская» (используются низкопольные машины)[источник не указан 174 дня] Загорье ↔ Метро «Каширская» 6:14 — 22:10 6:12 — 22:38 7 Работает в будни Больница МПС ↔ Метро «Китай-город» 5:51 — 23:00 5:53 — 23:03 1 ВВЦ (южн.) ↔ Рахмановский переулок 4:48 — 23:25 5:15 — 23:52 6 Платформа Северянин ↔ Электрозаводский мост 5:34 — 23:41 6:00 — 0:14 6 В зависимости от дорожной ситуации на проспекте Мира организуются укороченные рейсы Платформа Северянин — Капельский переулок или Комсомольская пл. (по бывшему развороту м-та 83) ВВЦ (южн.) ↔ Лужнецкий проезд 6:00 — 22:11 6:56 — 23:07 6 Временная схема (с 2007 года). При проведении праздничных мероприятий на Пушкинской площади объединяется с № 69. Карачаровский путепровод ↔ Метро «Кропоткинская» 5:20 — 22:33 5:55 — 23:08 7 Озёрная улица ↔ Киевский вокзал 5:34 — 0:49 4:52 — 0:08 ФАТП Рижский вокзал ↔ Стрельбищенский переулок 6:00 — 0:32 5:45 — 0:55 4 На конечной «Рижский вокзал» высадка производится у станции метро «Рижская», а посадка — у Рижского вокзала. В зависимости от дорожной ситуации назначаются укороченные рейсы до метро «Белорусская». (фактически, до Лесной, 41) Крылатское ↔ Метро «Сокол» 5:16 — 0:13 5:57 — 23:30 1 Серебряный бор ↔ Белорусский вокзал

5:22 — 23:30 5:55 — 0:04 5 Серебряный бор ↔ Метро «Полежаевская» 7:07 — 18:46 7:28 — 19:21 5 Работает по будням в часы «пик» Берег Москвы-реки ↔ Метро «Полежаевская» 5:56 — 22:49 5:25 — 22:18 5 В зимнее время работает по уличному расписанию 16-я Парковая улица ↔ Комсомольская площадь 6:00 — 0:44 6:00 — 0:00 2 Уссурийская улица ↔ Метро «Измайловская» 6:00 — 0:01 5:32 — 0:31 2 Авиамоторная улица ↔ Метро «Красные Ворота» 6:00 — 0:21 5:39 — 0:00 2 при следовании к Метро «Красные Ворота» имеет посадку на шоссе Энтузиастов при выходе из перехода. Проспект Будённого ↔ Лубянская площадь 5:30 — 23:00 6:00 — 23:30 2 Карачаровский путепровод ↔ Автозаводский мост 5:52 — 0:38 5:05 — 23:51 7 Нулевые рейсы в парк/из парка следуют до/от метро «Нагатинская» Ветеринарная академия ↔ Метро «Таганская» 5:20 — 0:21 5:53 — 0:21 7 Крымская площадь ↔ Ленинский проспект 5:52 — 0:30 5:22 — 0:57 8 Часть рейсов, следующих на обед (в случае проведения мероприятия на Воробьёвых горах — все рейсы), выполняет движение до остановки «Стадион «Лужники» (южн.)». Имеет 2-минутную стоянку перед остановкой «Крымская площадь» Улица Милашенкова ↔ Метро «Динамо» 6:00 — 21:30 6:00 — 21:11 4 Отметка на ост. «Улица Фонвизина» (от ул. Милашенкова). От метро «Динамо» разворот через ост. «Сущёвский Вал» Улица Милашенкова ↔ Савеловский вокзал

Разворот на остановке «Ул. Сущёвский Вал» (конец Новослободской улицы)

Отметка на ост. «Улица Фонвизина» (от ул. Милашенкова)

Метро «Выхино» ↔ Проезд Энтузиастов 5:30 — 0:26 6:13 — 23:42 2 Стадион «Лужники» (южн.) ↔ Трубная площадь 5:29 — 23:36 6:02 — 23:45 5 Уссурийская улица ↔ Гаражная улица 5:44 — 0:12 6:00 — 0:00 2 Улица Кравченко ↔ Метро «Китай-город» 5:30 — 22:08 6:18 — 22:00 8 Улица Кравченко ↔ Калужская площадь 6:04 — 20:28 6:32 — 19:55 8 Работает в будни Метро «Юго-Западная» ↔ Киевский вокзал 5:54 — 23:10 5:15 — 22:19 ФАТП Отметка 4 минуты на остановке «Улица Кравченко» в сторону центра. Часть рейсов (как в центр, так и от центра) следуют до ул. Кравченко Улица Кравченко (сев.) ↔ Киевский вокзал 7:45 — 20:41 7:01 — 20:00 ФАТП Работает в будни Улица Маршала Тухачевского ↔ Тишинская площадь 5:00 — 23:44 4:09 — 0:07 4 С 11:00 до 19:00 часть рейсов следует по маршруту Улица Маршала Тухачевского — Метро «Краснопресненская» ВВЦ (южн.) ↔ Бескудниковский переулок 5:10 — 0:20 5:45 — 0:55 6 Гостиница «Останкино» ↔ Капельский переулок 6:00 — 22:08 5:23 — 22:37 6 Ветеринарная академия ↔ Шарикоподшипниковская улица 5:34 — 19:32 6:07 — 20:06 7 Работает в будни Ветеринарная академия ↔ Метро «Текстильщики» 6:10 — 0:23 5:56 — 0:03 7 Фили ↔ Улица Новый Арбат 6:00 — 21:45 6:00 — 21:45 ФАТП Велозаводская улица ↔ Аннино 6:00 — 0:02 5:26 — 23:30 7 Уссурийская улица ↔ Комсомольская площадь 6:00 — 1:06 5:11 — 0:17 2 Рижский вокзал ↔ Метро «Динамо» 6:00 — 0:04 6:00 — 0:04 4 На конечной «Рижский вокзал» высадка производится у станции метро «Рижская», а посадка — у Рижского вокзала. Карамышевская набережная ↔ Прибрежный проезд 5:20 — 23:44 5:21 — 0:43 1 При следовании от Карамышевской набережной имеет заезд к Аэровокзалу Метро «Войковская» ↔ Прибрежный проезд 6:10 — 21:47 6:30 — 22:08 1 Работает в будни. Рейсы, следующие на обед, — только до кинотеатра «Нева» Метро «Парк Победы» ↔ Метро «Александровский сад» 5:28 — 20:30 6:00 — 21:06 ФАТП Проспект Будённого ↔ 4-я Кабельная улица 4:58 — 23:20 5:54 — 0:16 2 Велозаводская улица

↔ Метро «Коломенская» 5:59 — 22:07 6:00 — 22:00 7 При следовании от Автозаводского моста делает заезд к «Каширскому Двору»-2 Бескудниковский переулок ↔ Самотёчная площадь 5:25 — 23:49 5:40 — 0:36 4 Одностороннее кольцо через Триумфальную и Самотёчную площади Гостиница «Турист» ↔ Капельский переулок 6:00 — 22:13 5:28 — 22:39 6 Улица Лебедева ↔ Балаклавский проспект 5:34 — 0:37 5:24 — 1:00 8 От Севастопольского проспекта фактически следует только до м. «Университет», на Лебедева только посадка Марьино ↔ Метро «Текстильщики» 5:21 — 0:17 5:47 — 0:04 7 Площадь Соловецких юнг ↔ Метро «Измайловская» 6:00 — 0:17 5:38 — 0:37 2 Москворецкий рынок ↔ Метро «Профсоюзная» 5:15 — 0:30 5:18 — 0:50 8 Платформа Новогиреево ↔ Метро «Таганская» 5:32 — 23:12 6:04 — 23:42 2 На «Таганской» остановка на ул. Александра Солженицына ближе к «Марксистской», чем, собственно, к «Таганским». Метро «Филёвский парк» ↔ Тишинская площадь 6:00 — 0:04 5:30 — 0:40 ФАТП Площадь Соловецких юнг ↔ Метро «Первомайская» 6:00 — 0:40 5:45 — 0:25 2 Базовская улица ↔ Улица Сущёвский Вал (конец Новослободской улицы) 5:50 — 23:25 6:00 — 0:07 6 Мост Октябрьской железной дороги ↔ Метро «Войковская» 5:26 — 1:14 4:55 — 0:44 1 Стоянка 2 минуты на остановке «Улица Лихоборские бугры» (к метро «Войковская») Метро «Речной Вокзал» ↔ Петрозаводская улица 5:45 — 0:02 5:35 — 0:13 1 Кольцевой. Каждый второй рейс имеет 2-минутную отметку на остановке «Валдайский проезд» Улица Генерала Глаголева ↔ Метро «Сокол» 5:39 — 1:14 5:59 — 0:49 1 Метро «Варшавская» ↔ Метро «Новые Черёмушки» 5:24 — 0:32 5:45 — 0:53 8 Карамышевская набережная ↔ Метро «Сокол» 5:24 — 22:23 5:42 — 22:00 1 Метро «Юго-Западная» ↔ Кинотеатр «Ударник» 5:17 — 0:44 5:26 — 0:46 8 138-й квартал Выхина ↔ Лубянская площадь 5:45 — 0:16 5:42 — 23:20 7 138-й квартал Выхина ↔ Метро «Таганская» 6:00 — 21:09 6:42 — 20:17 7 Работает в будни, фактически — все дни недели (???) Ивановское ↔ Метро «Выхино» 5:27 — 0:02 5:55 — 0:30 2 Серебряный бор ↔ Метро «Аэропорт» 5:58 — 0:54 5:11 — 0:07 1 Временная трасса из-за строительства развязки у метро «Сокол» Каширское шоссе, 148 ↔ Автозаводский мост 5:30 — 23:38 5:30 — 0:23 7 Каширское шоссе, 148 ↔ Метро «Каширская» 6:27 — 21:04 6:00 — 21:30 7 Ивановское ↔ Проезд Энтузиастов 5:30 — 19:01 5:54 — 19:27 2 Работает в будни ВВЦ (южн.) ↔ Петровские ворота 5:00 — 21:38 5:28 — 22:06 6 Братцево ↔ Белорусский вокзал

5:20 — 0:42 6:00 — 0:06 1 Братцево ↔ Универсам (Улица Свободы) 6:10 — 21:28 6:21 — 21:39 1 Каширское шоссе, 148 ↔ Метро «Добрынинская» 5:49 — 0:09 5:59 — 0:35 7 Метро «Варшавская» ↔ Проезд Карамзина 5:08 — 23:31 5:56 — 0:19 8 ВВЦ (южн.) ↔ 6-й микрорайон Бибирева 5:00 — 0:15 5:44 — 0:59 6 Марьино ↔ Метро «Кузьминки» 5:12 — 0:18 5:43 — 0:15 7 Улица Академика Скрябина ↔ Метро «Текстильщики» 7:02 — 10:00 и 14:43 — 19:01 6:45 — 9:42 и 14:25 — 18:43 7 Работает в будни в часы «пик» Холмогорская улица ↔ Метро «ВДНХ» 5:42 — 0:23 5:11 — 23:52 6 При выдаче ПС из парка на маршрут — оттянутые нулевые рейсы от Капельского переулка Ивановское ↔ Улица Плеханова 5:35 — 0:10 6:00 — 0:35 2 Вагоноремонтная улица ↔ Белорусский вокзал

Реально — «2-й Лесной пер.», физически — Лесная ул., 41, сленговое — «до „Ингосстраха“».

6:00 — 23:21 6:01 — 0:05 6 Стадион «Лужники» (южн.) ↔ Савёловский вокзал 5:50 — 23:06 6:47 — 23:37 5 При следовании к Савёловскому вокзалу — заезд к Триумфальной площади. Имеет 2-минутную стоянку на остановке «2-й Боткинский проезд» (к Савёловскому вокзалу). Стадион «Лужники» (южн.) ↔ Улица Новый Арбат 6:02 — 21:10 6:25 — 21:33 5 Работает в будни 6-й микрорайон Бибирева ↔ Осташковская улица 5:35 — 0:06 6:04 — 0:35 6 Метро «Беляево» ↔ Метро «Новоясеневская» 5:37 — 21:00 5:57 — 21:20 8 Больница МПС ↔ Белорусский вокзал

6:02 — 22:00 6:35 — 22:03 1 При следовании к вокзалу имеет заезд к больнице имени Боткина Уссурийская улица ↔ Метро «Преображенская площадь» 6:02 — 20:04 5:30 — 19:28 2 Работает в будни, раньше следовал по маршруту «Комсомольская пл.»-«Уссурийская улица», укорочён до «Метро «Преображенская площадь» Метро «Юго-Западная» ↔ Калужская площадь

7:29 — 20:02 8:15 — 19:08 ФАТП Работает в будни; утром и в начале вечернего «пика» существуют рейсы из парка от метро «Октябрьская»-кольцевая к метро «Юго-Западная» без заезда на Донскую улицу. Вечером троллейбусы 84-го маршрута следуют в парк от Калужской пл. до ст. м. «Парк Победы» по маршруту 7-го троллейбуса Проезд Карамзина ↔ Метро «Профсоюзная» 5:55 — 0:25 5:19 — 23:47 8 Серебряный бор ↔ Метро «Сокол» 5:40 — 0:18 5:30 — 0:00 5 Временная трасса из-за строительства развязки у метро «Сокол» 16-я Парковая улица ↔ Электрозаводский мост 6:34 — 20:02 6:00 — 19:27 2 Работает в будни Проспект Будённого ↔ Комсомольская площадь 7:01 — 21:02 6:38 — 20:38 2 Работает в будни Метро «Краснопресненская» ↔ Савёловский вокзал 5:30 — 21:45 5:48 — 21:11 5 Имеет 2-минутную стоянку на остановке «2-й Боткинский проезд». Часть рейсов со стороны метро «Краснопресненская» — только до данной остановки Улица Дружбы (Химки) ↔ Метро «Планерная» МП «ХЭТ» Стадион «Родина» (Химки) ↔ Метро «Планерная» МП «ХЭТ»

Примечание: под режимом работы понимается время отправления первого и последнего рейсов на полный маршрут — от одной конечной остановки до другой. В первой строке указаны рейсы от конечной А, во второй — от Б. Также существуют более поздние и более ранние рейсы в парк и из парка, которые совпадают с трассой маршрута только частично, из-за чего в данной таблице не учтены.

Отменённые маршруты № 5. Стадион «Лужники» (сев.) — Никитский бульвар (5 тп). Закрыт в 2007 г. в связи с продажей здания диспетчерской. № 15к. Стадион «Лужники» (сев.) — Трубная площадь (5 ТП) . Закрыт в 2007 г. по той же причине, что и маршрут № 5. № 44. Метро «Полежаевская» — Площадь Курчатова (1 ТП). Закрыт в 1991 году в связи с нехваткой подвижного состава в Москве, линия по улице Маршала Бирюзова демонтирована. (Маршрут дважды менялся за время существования — с 1963 по 1991 годы, теперь существует в ФАТП, представляя собой укороченный № 2). № 66. Шелепихинский мост — Тишинская площадь (ФАТП). Открыт в 1973 году как замена трамвайной линии по Большой Грузинской улице, в 1990 году в связи с ремонтными работами на вышеуказанной улице стал укороченной версией 54 и закрыт в 1998 году из-за отсутствия диспетчерской (здание на Тишинской площади продано). № 83. Лубянская площадь — Комсомольская площадь (2 тп). Открыт в 1991 году. Закрыт в 1999 в связи с временным закрытием линии по Мясницкой ул. В нынешнем виде открыт в 2007, вместо (перенумерация) № 41к № Т ВВЦ-Южная — 6-й проезд Марьиной рощи. Вводился на время капитального ремонта Шереметьевского моста в 2003 году (на мосту временно вводилось одностороннее движение из центра. Троллейбусные парки, их история и маршруты[5] 1-й троллейбусный парк

В связи с организацией троллейбусного движения в Головановском переулке (в районе нынешней станции метро «Сокол») в октябре 1933 г. был выстроен гараж для обслуживания 4 машин. Вновь поступавшие машины ЛК стояли ночью на улице. В июне 1934 г. на 10-м километре Ленинградского шоссе началось строительство нового гаража-профилактория на 54 машино-места и стоянкой на 84 ед. 10 января 1935 г. сюда были поставлены первые 24 машины ЛК (на инвентаре тогда было 38 машин). Он был достроен только в конце 1938 г. Официально парк открыт 10 мая 1935 г. (по адресу: Ленинградское шоссе, 236а). В начале 1936 г. в парке был 61 троллейбус ЛК, а в июле этого года с Ярославского завода прибыл первый троллейбус ЯТБ-1 (N 101). На 1 января 1937 г. в парке было 89 машин, в том числе 60 ЛК и 29 ЯТБ-1. В 1937 г. в парк поступили два английских троллейбуса, а в 1938-39 гг. 10 двухэтажных машин ЯТБ-3. В начале 1941 г. в нём было 239 троллейбусов (главным образом ЯТБ-1, старые машины ЛК, которые эксплуатировались только этим парком, в 19З9-40 гг. были переделаны в грузовые, а во время войны было переоборудовано и большинство ЯТБ-1, которые стали обслуживать Северный речной порт, куда прибывали топливо, продовольствие и другие грузы. В 1945 г. в парке на ходу было только 73 троллейбуса.

В 1946-48 гг. парк обновился новыми машинами ЯТБ-1М, МТБ-82 всех модификаций. Последние двухэтажные троллейбусы были списаны в 1953 г. Средний выпуск на линию в 1957 г. составил 259 машин. В 1960 г. парк испытывал 4 троллейбуса с прицепом. В августе 1960 г. поступили два серийных сочлененных ТС-1. В 1961 г. был 331 троллейбус при емкости парка в 250 мест.

С сентября 1960 г. по 1963 г. на территории парка осуществлялась совмещенная эксплуатация 75 автобусов (так называемый нулевой автобусный парк) — проводился интересный эксперимент. Эксплуатировать автобусы здесь стали по типу троллейбуса. Так, по приезде в парк, машины осматривали, проверяли резину. Если резина требовала замены или ремонта, автобус отправляли в шинобаллонный цех без участия водителей. В автобусных же парках раньше резину меняли сами водители, пользуясь винтовыми домкратами. Планировалось, что машины будут обезличенные, то есть не закрепленные за водителями, и работать на линии будут каждый день. Обслуживал «нулевой» парк 10, 32, 83 и 90-й маршруты. Однако вскоре начатый эксперимент прекратили, и автобусы из «нулевого» раздали в разные автобусные парки. В частности, 10 автобусов оттуда было направлено в 3-й парк, 5-ю колонну.

В 1960-е годы поступали ТС-2, в 1970 г. были списаны последние МТБ-82, которые были заменены в 1960-е годы машинами ЗиУ-5. С 1972 г. поступают ЗиУ-9. В 1975 г. в парке было 395 троллейбусов. В 1980 г. стал испытываться опытный сочлененный троллейбус ЗиУ-683Б. С 1986 г. в парк стали поступать серийные машины ЗиУ-10. В 1986 г. имелось 345 машин; в 1993 г. — 308 машин, в том числе 214 ЗиУ-9, 88 Зиу-10, 1 ЗиУ-6205, 5 грузовых КТГ; в 1996 г. — 290 машин при проектной мощности парка 250 машино-мест. В конце 1995 г. прибыл экспериментальный троллейбус ЗиУ-52642, а осенью 1996 г. — троллейбус типа АКСМ-201 завода «Белкоммунмаш» из Минска. В 1998 г. поступила первая машина ЮМЗ-Т2, а в 1999 г. — ЛАЗ-52522.

Трамвайное депо им. Баумана было передислоцировано с Новорязанской улицы (дом 23) весной 1937 г. в Ростокино (приказ № 4 Управляющего «Мострамвайтреста» от 5 января 1937 г. «О переводе трамвайного Бауманского депо в Ростокино и переоборудовании освобождаемого помещения под троллейбусное»), а освободившееся помещение было переоборудовано под второй троллейбусный парк (для стоянки 70 машин и ремонтного цеха на 36 мест). В апреле этого года в парке и на подходах к нему была смонтирована контактная сеть, 9 июня он был введен в эксплуатацию. В него для обслуживания двух маршрутов поступили 53 машины ЯТБ-1 из первого парка. В июле 1937 г. в парк прибыла первая в Москве новая машина ЯТБ-2. К концу 1937 г. в парке было 116 троллейбусов ЯТБ-1. Массовое поступление ЯТБ-2 шло весь 1938 г. Первые ЯТБ-4 прибыли в парк в феврале 1939 г. (на 5-й маршрут в Измайлово), а в июне 1939 г. — первый ЯТБ-4А (№ 700), курсировавший по 2-му маршруту. В 1940 г. в парке были 173 машины (в основном ЯТБ-2 и ЯТБ-4), которые обслуживали маршруты № 2, 4, 5. Выпуск на линию в 1941 г. составлял 161 машину. Во время войны в парке развернулось так называемое лунинское движение (водители были одновременно и ремонтниками). В 1943 г. парк являлся образцово-показательным хозяйством (его директором был И. С. Ефремов), и даже в эти трудные годы выпуск на линию составлял 150 ед. В 1943 г. инженерами парка был сконструирован троллейбус-электрокар на базе ЯТБ-1, который мог удаляться без токоприемника на небольшое расстояние от контактной сети.

В послевоенные годы парк был превращен в испытательный полигон всех новых моделей троллейбуса: ТБЭС (в 1955 г. для выставочной линии «В»), ТБУ-1 (июль 1955 г.), ЗиУ-5 (в феврале 1959 г.), ЗиУ-7 (1967 г.), ЗиУ-9 (в декабре 1969 г.). В 1954 г. парк стал обслуживать внутривыставочную линию 9,5 км на территории нынешнего ВВЦ (ВДНХ). В 1957 г. средний выпуск на линию составлял 227 машин. В июле 1958 г. парк стал выпускать первые машины без кондуктора. В 1961 г. на инвентаре парка было 296 (при общей емкости 40 машино-мест; большинство из них стояло на улице). В 1972 г. была оборудована новая отстойная площадка. В 1975 г. в парке было 303 троллейбуса (главным образом, ЗиУ-5) при 150 машино-местах. С 1976 г. стали поступать ЗиУ-9Б. В 1986 г. было 274 троллейбуса ЗиУ-9. В конце 1980-х гг. планировалось построить филиал парка в Измайлове. В 1987 г. стали поступать первые машины ЗиУ-10. В декабре 1991 г. в парке — 271 машина: 44 ЗиУ-10 и 226 ЗиУ-9. В 1995 г. в парке было 242 троллейбуса ЗиУ-9 и ЗиУ-10. В 1998 г. прибыл первый троллейбус ЗиУ-52642. В 1990-е годы планировалось построить филиал парка — открытую площадку на 100 троллейбусов в Измайлово, на Щелковском шоссе рядом с заводом «Хроматрон». Однако, позднее от этого проекта отказались.

Постройка парка (вместимостью на 160 машин ЯТБ-4) на Кутузовском шоссе, 19 (близ ж.д. станции Фили) развернулась в феврале 1939 г. Здесь сооружались профилакторий, цех текущего ремонта, бытовой комплекс, жилой дом. По сути дела это был первый троллейбусный парк, построенный в кратчайшие сроки и со всеми необходимыми для эксплуатации цехами и отделами. В октябре 1940 г. с Ярославского завода поступили первые 27 новых машин ЯТБ-4, а 1 ноября они стали выходить на линию. В ноябре 1940 г. прибыли ещё 20 машин ЯТБ-4. В начале июня 1941 г. в парке было 128 машин ЯТБ-4 и ЯТБ-4А (первые 20 машин последнего типа поступили в парк в марте 1941 г. и 8 — в мае), которые обслуживали маршруты № 2,3,15. В августе-сентябре 1941 г. прибыли ещё 5 машин ЯТБ-4А и одна цельнометаллическая машина ЯТБ-5 (№ 901). В октябре 1941 г. в парке было 139 машин самых новейших в Москве моделей. В связи с приближением фронта, в октябре в Куйбышев были вывезены 73 машины, и в парке до марта 1943 г. оставалось всего 66 машин. 50 эвакуированных троллейбусов были возвращены в марте 1943 г. из Куйбышева в Москву.

В 1945 г. на Тушинском авиазаводе были отремонтированы в первую очередь эвакуированные машины третьего парка, которые от частых перевозок и хранения под открытым небом пришли в негодность (16 этих машин были отправлены в Варшаву, где открыли троллейбусное движение). В июне 1946 г. парк выпускал на линию 108 машин. В 1947 г. в него стали поступать новые машины МТБ-82М. В 1949 г. для вновь прибывающих машин площадь для отстоя была расширена до 200 мест. Последние ЯТБ-4 и 4А были заменены на МТВ-82 в 1950-52 гг. В 1957 выпуск на линию составлял 212 машин МТВ-82. В 1959 г. парк стал эксплуатировать троллейбусы МТБЭС, а в 1960 г. поступили первые 20 грузовых троллейбусов ТБУ-2, ТБУ-3.

В 1959-60 гг. рядом с территорией третьего троллейбусного парка был выстроен новый 8-й автобусный парк на 250 автобусов ЗиЛ-158. В феврале 1960 г. решением Мосгорисполкома ещё недостроенный парк был объединен с третьим троллейбусным парком в одно предприятие «Филевский автобусно-троллейбусный парк» (ФАТП). 10 февраля 1961 г. он начал эксплуатацию первых автобусов ЛиАЗ-158, В этот момент в ФАТП было 295 пассажирских и 20 грузовых троллейбусов; в 1965 г. — 208 пассажирских и 171 грузовой; в 1975 г. — 275 пассажирских и 166 грузовых, в 1986 г. — 191 пассажирский и 75 грузовых троллейбусов. В 1968-77 гг. была осуществлена реконструкция парка под новые модели ЗиУ-5 и ЛиАЗ-677. В ноябре 1988 г. с МТРЗ поступил первый в Москве сочлененный троллейбус СВАРЗ-Икарус (№ 0012). В 1989 г. эти машины вышли на маршруты западных и юго-западных направлений.

В 1990 г. в парке было 150 ЗиУ-9, 32 сочлененных троллейбуса СВАРЗ-Икарус и 18 ЗиУ-10, 423 ЛиАЗ-677 и 197 Икарус-280. В начале 1996 г. в парке было 170 пассажирских троллейбусов. В начале 90-х гг. на 17-м маршруте проходил испытания опытный троллейбус на базе автобуса ЛиАЗ-5256. В 1998 г. поступили два ЗиУ-52642. В 1999 г. парком проводились испытания первого в Москве низкопольного сочленённого троллейбуса Breda. Начиная с 1999 г., в парк поступают ЮМЗ-Т2.

Носит имя П. М. Щепетильникова.

История: Трамвайное депо им. Щепетильникова 18 июля 1955 г. выпустило на маршруты №№ 3, 9, 10, 11, 13, Б первые 93 троллейбуса МТБ-82. В 1956 г. в нём было 95 трамвайных вагонов и 186 троллейбусов. Реконструкция депо завершилась в 1957 г., и с 11 ноября этого года оно из трамвайно-троллейбусного было преобразовано в 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова. В 1957 г. средний выпуск на линию составлял 188 машин. В 1961 г. в нём было 310 троллейбусов (при вместимости парка 90 машино-мест), в 1967 г. — 322. С этого времени началась замена машин МТБ-82 на ЗиУ-5. В августе 1974 г. в связи со столетием парка его коллектив Указом Верховного Совета СССР был награждён орденом Октябрьской революции. В 1975 г. в парке было 356, а в 1986 г. — 230 троллейбусов (была произведена замена на модель ЗиУ-9). В 1991 г. — около 180 троллейбусов. В начале 1996 г. парк имел 211 троллейбусов ЗиУ-9 и ЗиУ-10 при ёмкости депо 160 машино-мест. Большинство машин до сих пор ночью отстаивается на Миусской площади и на прилегающих к ней улицах. В конце 1997 г. поступил АКСМ-201 (позднее передан в 1-й парк).

Носит имя И. И. Артамонова.

История: В связи с сокращением трамвайной сети в западной части города трамвайное депо имени Артамонова с 1 февраля 1958 г. стало эксплуатировать первые 29 троллейбусов МТБ-82 на 11-м маршруте. С этого дня и до 1 января 1963 г. оно именовалось трамвайно-троллейбусным депо им. Артамонова. В этот период происходила поэтапная реконструкция депо. В октябре 1958 г. на 11 и 15 маршруты выпускались 55 троллейбусов. В 1961 г. на инвентаре депо числилось 287 троллейбусов и 54 трамвайных вагона; в 1965 г. — 272 троллейбуса (началась замена МТБ-82 на ЗиУ-5); в 1975 г. — 368 (при емкости парка в 320 мест); в 1986 г. — 200 ЗиУ-9; в 1996 г. — 184 машины ЗиУ-9 и ЗиУ-10. В августе 1996 г. в парк прибыли первые в Москве АКСМ-101. В конце 1997 г. прибыл АКСМ-201 (позднее передан в 1-й парк). В 2000 г. парком проводились испытания Тролзы-5275, а в 2001 г. — Тролзы-Слободы (5264-02). В мае 2001 г. прибыл первый БТЗ-52761.

Официальная дата открытия новой территории — 18 июля 2009 года, но выпуск троллейбусов с неё начался двумя неделями раньше — 4 июля. До этого для отстоя троллейбусов использовалась конечная станция «Лужники-южные» (а до 8 сентября 2007 года — конечная станция «Лужники-северные»).

Для ремонта и ТО троллейбусы всё ещё следуют в 4-й и 6-й троллейбусные парки. Ранее они проходили ТО в ФАТПе и в 7-м троллейбусных парках.

У 5-го парка отбирают 95-й маршрут 86-й маршрут теперь в 5-м парке 5-й парк приходит в Серебряный бор Передача маршрутов в 5-й троллейбусный Открытие 5-го троллейбусного парка им. Артамонова Пятый парк готовят к открытию 6-й троллейбусный парк

История: Постройка троллейбусного парка на 160 машино-мест для ЯТБ-4 в Заморинском переулке намечалась ещё в 1940 г., когда была выделена площадка, но из-за войны начало строительства было отодвинуто. Вновь о постройке парка заговорили в 1945-46 гг., но реально проект его сооружения (на 200 машин МТБ-82) был утвержден только в 1957 г. Само строительство развернулось в 1958 г. и закончилось к лету 1962 г. В ходе сооружения парк был переоборудован для обслуживания новых троллейбусов МТБЭС.

Для нового парка СВАРЗ изготовил 40 «троллейбусов-стекляшек» МТБЭС. 26 июля 1962 г. на маршруты NN 2, 2к, 9, 36 вышли первые 32 МТБЭС. В конце 1962 г. в парке было уже 95 троллейбусов, в конце 1965 г. — 233. Стали поступать ЗиУ-5. В 1972 г. в парке было 146 ЗиУ-5Д и более 150 МТБ-82 и МТБЭС. Этих последних в парке было больше всего по сравнению с остальными парками столицы. В 1972-74 гг. стали поступать ЗиУ-9. Последние МТБЭС были списаны в 1975 г. В 1986 г. в парке было 239 троллейбусов ЗиУ-9, стали поступать первые ЗиУ-10. В 1986-87 гг. на 9-м маршруте испытывался венгерский сочлененный троллейбус Икарус-280.92. В 1992 г. было 92 ЗиУ-10; в начале 1996 г. — 227 троллейбусов ЗиУ-9, ЗиУ-10 и СВАРЗ-Икарус.

Парк стал последним в Москве, где экплуатировались троллейбусы ЗиУ-5 — последние пассажирские машины типа ЗиУ-5Д официально были списаны в декабре 1987 года, последний служебный — в 1994 году. Подвижной состав на 01.03.2011 — 223

История: Построен в 1974-82 гг. на Электролитном проезде для обслуживания 250 машин ЗиУ-9. 15 апреля 1982 г. из его ворот на 52-й маршрут вышли первые 28 машин этого типа. В 1986 г. парк имел на инвентаре 247 ЗиУ-9, в 1993 г. — 128 ЗиУ-9 и 60 3иУ-10; в 1996 г. −247 машин обоих типов. Осенью 1997 г. прибыли первые АКСМ-101. В конце 2000 г. парком начата эксплуатация Тролзы-Столицы.

Строительство нового парка на 150 машиномест, которому предполагалось присвоить номер 9, началось в марте 1997 года. Время открытия неоднократно переносилось, темпы строительства практически всё время оставались низкими. Фактически к лету 2000 года была только огорожена территория, на малом участке которой небольшим количеством техники проводились земляные работы. После увеличения в 2000 году объёма финансирования картина начала меняться. Осенью был заложен фундамент административного здания, а к апрелю 2001 года строительство вышло на уровень 2 этажа. В 2002 году строительство активизировалось, и в декабре 2005 парк был официально открыт.

В 2006 году к парку была проведена линия, поставлено некоторое оборудование для обслуживания троллейбусов, но полноценным транспортным предприятием он не стал, по-прежнему являясь частью 2-го троллейбусного парка. Кроме того, на его основной площадке в районе метро «Комсомольская» работающий на переданных в Новокосино маршрутах подвижной состав проходит практически всё обслуживание — на новой территории, по состоянию на ноябрь 2009, осуществляется только ЕО, мелкий заявочный ремонт и ТО-1.

Несмотря на то, что для более крупных работ троллейбусы по-прежнему приезжают на старую территорию, это всё равно позволило значительно сократить число длительных (более часа каждый) нулевых рейсов на маршруты и обратно, снизить отстой на улице за пределами парка и частично разгрузить его ремонтные мощности.

Три года в Новокосино обслуживался только маршрут 77 (со 2 сентября 2006) и автобусы, и лишь летом 2009 года работы по выходу парка на проектную мощность активизировались. За короткое время туда передали ещё пять маршрутов, выпуск на которые ранее осуществлялся с территории 2-го парка на Новорязанской улице: 53 (с 11 июля 2009 года), 68 (с 13 июля 2009 года), 64 (с 18 июля 2009 года), 22 (с 29 августа 2009 года), 87 (с 31 августа 2009 года). Кроме того, с 26 сентября 2009 года из 4-го парка в Новокосино передан маршрут 30[7].

В настоящее время (11.2009) в Новокосино обслуживаются маршруты, на которых работает более половины подвижного состава 2-го парка. Также там базируется часть 4-го автобусного парка (временно, до постройки площадки на Салтыковской улице) и 20-й автобусный парк (до конца 2008 года — Коммерческий автобусный парк).

Перспективы перевода территории в самостоятельную эксплуатацию не ясны: хотя изначально она строилась как новый 9-й парк, но была открыта как часть 2-го. Возможно, по увеличению ремонтных мощностей, туда будут переведены и другие маршруты со старой территории на Новорязанской улице, поскольку в 2010 году на неё заканчивается срок договора аренды, а сама она, как промышленное предприятие, подлежит выводу за пределы Центрального округа Москвы.[источник не указан 831 день]

Также не ясны перспективы маршрутного движения в Новокосино. На длинной линии к парку, по которой предполагалось пустить троллейбусы из Новокосино в Выхино и Ивановское, осуществляются только нерегулярные пассажирские рейсы, следующие на маршруты и обратно.

30-й маршрут передают в Новокосино — Фотографии троллейбусов в Новокосино Измайловские маршруты передают в Новокосино — Критика передачи маршрутов на новую территорию

Троллейбус Тролза-5275 № 2719 следует из парка с табличкой «До Комсомольской площади»

Троллейбус ВМЗ-170 № 2599 следует в парк в табличкой «В Ново-Косино»

Маршрутный трафарет на остановках, где троллейбусы едут из парка

Маршрутный трафарет на остановках, где троллейбусы едут в парк

Строительство парка на 250 машино-мест началось в 1998 году и практически сразу же было заморожено. К лету 2001 году строители не продвинулись дальше фазы земляных работ. Отчасти это было вызвано тем, что жители соседнего 8-го микрорайона Митина организовывали митинги против строительства неэкологичного, по их мнению, объекта (неизвестно кем был запущен слух, что на этой площадке строится мусороперебатывающий завод и многие поверили этому слуху, хотя ни размеры площадки, ни её расположение — практически под окнами жилых домов по Волоцкому переулку — явно не располагают к размещению подобного объекта). В итоге было принято компромиссное решение — полноценного парка строить не будут, но для обслуживания жителей Митина будет построена открытая площадка для стоянки троллейбусов — филиал 1-го парка.

Несмотря на это, парк начал строиться в виде полноценного и самостоятельного предприятия. По состоянию на апрель 2008, готовы в конструкциях здание ремонтного цеха и тяговая подстанция, ведутся работы по асфальтированию открытой площадки. Большая часть работ, необходимых для ввода парка в строй, уже выполнена.

Сроки открытия неизвестны, что обусловлено крайне низким финансированием — в 2010 году на все работы будет предусмотрено только 45 миллионов рублей[8], что, например, в два раза меньше, чем продолжение реализации программы по переводу 11-го автобусного парка на использование природного газа. Согласно государственной программе города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012—2016 годы» достройка митинского троллейбусного парка планируется к 2012 году.

По состоянию на декабрь 2011 года строительные работы не ведутся и никаких серьёзных внешних изменений в сравнении с 2008-м годом не имеется.

Троллейбусная сеть Москвы не претерпела существенных изменений с конца 1970-х годов, строительство новых линий фактически заморожено, движение троллейбусов в центре постепенно свёртывается с сохранением сети. Опережающее по сравнению с ростом пропускной способности улиц увеличение количества автотранспорта, особенно в центре и на крупных магистралях, существенно осложняет работу всех видов общественного транспорта Москвы. Поскольку троллейбусная сеть фактически проходит по наиболее напряжённым магистралям столицы, этот вид транспорта в наибольшей степени страдает из-за заторов, что сдерживает его развитие. В то же время возможность закрытия маршрутных линий без снятия контактной сети с переводом их в служебные (сеть не мешает движению автотранспорта) не стимулирует городские власти создавать хордовые и связующие линии за пределами центра.

В 2008 году была принята новая программа развития троллейбуса в Москве. По ней до 2012 года должна быть продлена линия по Севастопольскому проспекту.

В непосредственной близости от Садового кольца находятся 2-й, 4-й и 5-й троллейбусные парки, территории которые в перспективе могут быть использованы для застройки жилой и коммерческой недвижимостью. В 2004—2005 гг. был снесён 5-й троллейбусный парк, на его месте уже возведён элитный жилой комплекс.[9][10] В 2006 г. было объявлено о предстоящей ликвидации 4-го троллейбусного парка на Лесной улице, однако альтернативы ему пока нет.[11]

Несмотря на то, что троллейбусная сеть Москвы является крупнейшей в мире, её будущее остаётся неопределённым.

Примечания Ссылки Московский троллейбус на сайте transphoto.ru Маршруты троллейбусов Москвы на карте Список всех моделей троллейбусов Москвы Справочник маршрутов наземного транспорта Маршруты общественного транспорта Москвы на карте города Маршруты троллейбусов Москвы на сайте «Транспортная столица» Сайт «Московский троллейбус»



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.



При копировании или цитировании материалов с сайта ссылка активная индексируемая желательна.