Первый троллейбус


Первый троллейбус

Идею создать троллейбус (то есть безрельсовый трамвай или автобус с верхним контактным проводом) осуществила фирма «Сименс — Гальске». В 1882 году она построила для испытаний первую машину в Шпандау, пригороде Берлина. В России первые эксперименты с подобной техникой провел в марте 1902 года питерский инженер Фрезе. Машину он сделал по патенту французской фирмы.

 

 

Первый троллейбус «Сименс-Гальске» (1882 год).

 

Первый троллейбус в Европе начал курсировать в 1911 году — в городке Чешские Будейовицы с населением 67 тысяч человек.

 

В СССР первые троллейбусы начали курсировать в Москве в 1933 г. и в Ленинграде в 1936 г. На маршрутах была отечественная техника с индексом «ЛК» (Лазарь Каганович — инициатор троллейбусного транспорта в стране). Советские первенцы имели деревянные кузова, потом появились троллейбусы двухэтажные, цельнометаллические…

 

Первый троллейбус (модель МТБ-82Б, заводской номер 49) в Минске вышел на городской маршрут 19 сентября 1952 году по линии «Железнодорожный вокзал — Круглая площадь».

 

 

Троллейбус (МТБ-82Д).

 

 

Троллейбус (МТБ-82Д).

 

В первый день курсировали пять машин МТБ-82 (с дюралевым кузовом). Их серийно производил завод имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области. Специалисты — слесари, водители, мастера, электромеханики — были подготовлены в учебном комбинате ТТУ города Ленинграда.

 

 

Особый спрос был на троллейбусы СВАРЗ Сокольнического вагоноремонтного завода, специально изготовленные для всесоюзной выставки. Одну такую «выставочную» машину москвичи подарили минчанам. Кузов ее состоял из сплошного стекла и пластика. По вечерам СВАРЗ заливался неоновыми огнями, напоминая прогулочную яхту.

 

В феврале 1953 г. первый маршрут был продлен до парка им. Челюскинцев, в1955 г. — до обсерватории. Тогда на городских маршрутах работало 26 машин. Первый троллейбус исправно отработал 20 лет. За это время он накатал 1 миллион 83,5 тысячи километров и перевез 9 миллионов пассажиров. В 1972 г. заслуженного ветерана решено было не отправлять на переплавку, а водрузить на пьедестал в 1-м троллейбусном депо (ул. Варвашени, 3), откуда каждое утро начинал свой рейс.

 

 

Первый троллейбус Минска — МТБ-82Д. В Минске ходил по 1-му маршруту с 19 сентября 1952 г. по 7 июля 1972 г. Всего в Минске в 1952-73 гг. работало 94 троллейбуса марки МТБ.

На вечной стоянке в столице Беларуси стоит уникальный образец МТБ — одна из ранних машин, выпущенных в начале 1952 г. под заводским номером 49.

Фото Бондаренко В., 2005 г.

 

Первый минский троллейбус в конце сентября 2007 г. снялся в фильме Валерия Тодоровского «Буги на костях». Съемки проходили на проспекте Независимости (бывший — пр. Ф.Скорины). Фильм — история одной компании московских стиляг 1950-х годов. Им приходится бороться за право быть не такими, как все, слушать другую музыку, по-другому одеваться… По жанру этот фильм — мюзикл, музыку к торорому написал Константин Меладзе.

 

В настоящее время троллейбусный вид транспорта существует в Болгарии, Греции…

Вячеслав Бондаренко и Алексей Поросятьев



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.



При копировании или цитировании материалов с сайта ссылка активная индексируемая желательна.