Кабул поставят на рога


Кабул поставят на рога

Вчера исполнительный директор Российско-афганского делового совета (РАДС) Ренат Шиганов рассказал „Ъ“ о начавшейся подготовке к тендеру на восстановление транспортной инфраструктуры афганской столицы Кабула. Техзадание тендера готовят администрация президента Афганистана совместно с министерством транспорта и транспортной госкомпанией «Милибас», дата самого конкурса еще не назначена, рассказал он. Глава РАДС уточнил, что речь идет «о приобретении Кабулом крупной партии российских троллейбусов». Троллейбусный парк столицы Афганистана, разрушенный в том числе в результате военных кампаний, придется создавать практически с нуля. Планируется, что российские специалисты, кроме поставок оборудования, примут участие и в обучении афганских специалистов и водителей.

Средства на реализацию нового проекта исламской республике выделил Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Программа восстановления троллейбусной сети, по данным начальника управления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Тролза» (Энгельс, Саратовская область) Бориса Тихонова, рассчитана на период с 2011 по 2014 годы. Ее стоимость — $120-150 млн.

Созданный в 1980-е годы чешскими и советскими специалистами кабульский троллейбусный парк функционировал до 1992 года, когда из-за полного износа машин властям пришлось его ликвидировать. С тех пор население Кабула выросло вдвое — до пяти млн человек, и транспортный вопрос стал основным, рассказал Ренат Шиганов. По его словам, афганская делегация уже посетила чешскую Skoda, в конце мая осмотрит продукцию «Тролзы», а в июне приедет в Уфу ознакомиться с продукцией БТЗ.

Исполнительный директор «Тролзы» Михаила Петриченко рассказал „Ъ“, что, по его информации, на участие в конкурсе претендуют кроме энгельсского завода и БТЗ также ряд московских проектных институтов, в том числе Мосгортранс. Господин Петриченко уверен, что восстановлением троллейбусной сети Кабула займутся российские компании, так как западные аналоги контактной сети как минимум в четыре раза дороже российских. При этом троллейбусные заводы вряд ли помогут Кабулу в восстановлении сети. По предположению менеджера, на ее восстановление даже при непрерывном финансировании потребуется не менее года.

В БТЗ вчера также заявили „Ъ“, что смогут «поставить троллейбусы», а «остальная инфраструктура нас не касается». Официально комментировать интерес к тендеру в компании отказались, отметив, что «ничего неизвестно, нет информации даже о дате конкурса».

Известно, что уфимские троллейбусы дешевле саратовских. Цена моделей «Тролзы» в зависимости от модели и модификации составляет $250–300 тыс. (6,9–8,3 млн руб по курсу ЦБ РФ), а башкирских, по данным компании,— 4,5–5,3 млн руб. При этом, как выяснил „Ъ“, у обоих производителей серьезные проблемы со сбытом. «Тролза», ранее занимавшая до 70% рынка России, в 2011 году планирует сбыть всего 190 машин. Объем отгрузки продукции БТЗ в первом квартале составил 66% к аналогичному периоду 2010 года.

Эксперты считают афганский контракт для производителей престижным, но рискованным. «Риски в Афганистане явные,— рассуждает профессор Башкирской академии государственной службы при президенте республики Герольд Багаев,— но статусный фактор велик, раз мы вышли на международные рынки». На «политические риски» указывает и соруководитель аналитического отдела независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Дмитрий Адаминов. К тому же, отмечает он, «трудно сказать, насколько высоки шансы российских предприятий».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов констатирует, что сегодня российским производителям «интересны любые контракты, в том числе из стран Азии, потому что они дают возможность получить дополнительный доход, выйти на новые рынки, получить средства для модернизации и обновления собственного производства». «Проблема в том, что такие тендеры бывают нечасто, наши компании зовут туда не всегда, и конкуренция там очень высокая, и выиграть запросто, как правило, не получается»,— отмечает господин Баранов. Что касается рисков, то, по его мнению, «риск здесь скорее военный или даже террористический», а учитывая необходимость принятия «дополнительных мер по обеспечению безопасности наших специалистов, не исключено, что за счет самого предприятия, то выручка от контракта может оказаться меньше».



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.



При копировании или цитировании материалов с сайта ссылка активная индексируемая желательна.